On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]

Магазин АВТОКРАСКИ в Заводоуковске, подбор авоэмали, автоэмали в канистрах, , заправка баллончиков, расходные материалы для кузовного ремонта, шпатлёвки, грунты, лаки, герметики, разбавители, укрывная плёнка, абразивные материалы и т. д.Адрес: Заводоуковск, ул.Шоссейная 156 во дворе тел. 8 922 076 3601 компьютерный подбор автоэмали тел.8 902 622 0162- Мобихел. Возможен подбор краски на грузовики по машине, есть стоянка.



АвторСообщение
администратор




Сообщение: 342
Зарегистрирован: 24.01.09
Откуда: Россия, Падун
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.09 14:14. Заголовок: Полярный конвой БД-5 "Карская экспедиция 2009" (продолжение)


Уважаемы дамы и господа!

Предлагаем Вам принять участие в организации или работе по осуществлению «Карской экспедиции-2009».
Формат экспедиции – общероссийская экспедиция памяти. Рабочее название – «Карская экспедиция-2009». Её цели – осуществить поиск месторасположения залегания на грунте судов конвоя БД-5 и отдать долг по морским традициям тем, кто погиб в этой страшной трагедии.
Планируется экспедиция на август 2009 г. Если нам не удастся провести экспедицию в 2009, то проведём в 2010 году. Хотелось бы приурочить проведение экспедиции к 65-летию трагедии в Карском море. Во время экспедиции возможна установка памятного знака на одном из островов (вариант – о. Белый). Начат поиск фамилий выживших, погибших во время трагедии. Мала вероятность того, что мы найдём спасённых в настоящий момент во здравии. Но всё-таки остаётся надежда. Мы можем найти их родственников. Появились различные варианты выполнения экспедиции. В настоящий момент существуют два организатора: региональное общественное объединение «Полярный конвой» (г. Санкт-Петербург), городская общественная организация обдорских краеведов «Родник» (г. Салехард). У РОО «Полярный конвой» уже есть опыт проведения подобных экспедиций. По одному из вариантов, мы хотели совершить экспедицию на двух судах, один со специалистами и оборудованием, второй – с пассажирами. Маршрут экспедиции будет зависеть от маршрута судов, идущих либо специально к месту гибели судна «Марина Раскова» (транспортное судно конвоя БД-5), либо выполняющих этот рейс попутно.

Организации и физические лица, желающие участвовать в «Карской экспедиции-2009» могут быть:
1. генеральным спонсором;
2. спонсором;
3. информационным спонсором (по территориальному признаку: региональный, федеральный; по наличию форм СМИ: печатный, электронный, комбинированный);
4. региональным представителем;
5. участник экспедиции;
6. помощник;
7. организатор проведения определённых работ;
8. сочувствующий.

Для осуществления «Карской экспедиции-2009» требуется:

1. Информационная помощь.
1.1. Распространение информации через Интернет, направленной на целевую аудиторию: потенциальные организаторы, респонденты, спонсоры, участники, помощники, региональные представители и сочувствующие.
1.2. Распространение информации через местные и региональные средства массовой информации (печатные, телевизионные), направленные на целевую аудиторию: потенциальные организаторы, респонденты, спонсоры, участники, помощники, региональные представители и сочувствующие.
1.3. Распространение через средства массовой информации для создания общественного мнения и общественной поддержки экспедиции.
2. Финансовая помощь (для получения её требуется на первом этапе наличие писем поддержки организаций и известных людей, создание общественного мнения необходимости проведения «Карской экспедиции-2009».
3. Помощь респондентов – участие в информационных проектах в Интернете и средствах массовой информации, оказание помощи в поиске информационных материалов.
4. Помощь (возмездная и безвозмездная) специалистов различных специальностей (историков, краеведов, руководителей и работников средств массовой информации, музеев, архивов, общественных организаций, морских портов, учреждений, владеющих морскими судами, водолазов, гидрографов и др.) в подготовке экспедиции.
5. создание на общественных началах региональных центров по организации и проведению «Карской экспедиции-2009».

В настоящее время Вы можете посетить следующие страницы:

http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=612 «Карская экспедиция -2009»
http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=606 Конвой БД-5
http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=607 Козлов Матвей Ильич
_________________
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.


Посмотрите ссылки, это интересно


Транспорт:

1. "Марина Раскова" – бывший американский Ironclade, построен в 1919 г. на судоверфи «Chester Sp Co» в Честере США. 24.07.1942 г. в составе конвоя «PQ-17» прибыл в Архангельск, но 13.09.1942 г. при возвращении в составе конвоя «PQ-14» в США на Северодвинском рейде сел на мель и, пробив днище, с двумя затопленными трюмами на буксире возвращался в Архангельск. 24.11.1942 г. к северу от острова Горянов в Белом море вторично сел на прибрежные камни, пробил днище и лег на грунт, но 11.12.1942 г. снят с мели аварийно-спасательными отрядами Беломорской военной флотилии Северного флота и отбуксирован в Молотовск (Северодвинск), а 30.01.1943 г. зачислен в списки судов Наркома морского флота и 25.03.1943 г. после аварийного ремонта, принят от союзников в состав Северного государственного морского пароходства.

Краткие тактико-технические данные «Марины Расковой». Полная грузовместимость - 7540 брт, длина - 128, 63 метра, ширина - 17,37 метра, осадка - 10,61 метр, мощность паровой машины - 2500-3000 л.с., скорость хода - экономическая около 12 узлов, вооружение - 76,2-мм орудие, 4-е 12,7-мм и 4-е 7,71-мм пулеметов.

2.Т-114 (тральщик до 20.08.1943 г. согласно американской классификации АМ.144 Arch).

3.Т-118 (тральщик до 17.10.1943 г. согласно американской классификации АМ.145 Armada).

4.Т-116 (тральщик до 15.09.1943 г. согласно американской классификации АМ.143 Arcade). 04.05.1963 г. в последний раз стал учебной мишенью для ракетных стрельб, после чего был списан на металл и разрезан.

Немецкая подводная лодка атаковала конвой бесшумными и бесследными акустическими торпедами класса «Т-5» иное наименование «Нэт», наши моряки прозвали «Комар». Далее подлодка легла на 5-ть часов на грунт для электрической перезарядки торпедных аппаратов, одновременно давая понять, что сработала мина".


Краткая характеристика полученных данных:
1. Количество участников конвоя БД-5 (основной список) – 591 человек.
2. Количество погибших – 343 человек.
3. Количество спасённых – 234 человек.
4. Количество участников с невыясненной судьбой – 14 человек.
5. Количество данных на участников конвоя (дополнительный список) – 145.

Данные про гитлеровскую подводную лодку U-365 (источник:"Стальные гробы Рейха".,М.Ю.Курушин,М.,"ВЕЧЕ",1997г.,на стр.377):

Тип:7-С.Заложена 21.04.42г.,"Фленсбургер Шиффсбау",Фленсбург.Спущена на воду 08.06.43г.,первый командир-обер-лейтенант Хеймар Ведемейер.8 боевых походов-4 потопленных судна (7175 брт).1 поврежденное судно (1710 брт).Потоплена 13.12.44г. восточнее острова Ян-Майен,Норвегия,британской авиацией,50 погибших (весь экипаж).Последний командир-обер-лейтенант Дитер Тоденхаген.

Светлана Уразгулова, наша помощница из г. Тюмени, сообщила, что нашла племянника Пуртова Николая Михайловича – Глебова Николая Федоровича, 1952 г.р., проживающего в г. Заводоуковске. Ожидаем дополнительных материалов. Благодарю Светлану за кропотливую, целеустремлённую, результативную работу, проведённую самостоятельно от начала и до конца.

467. Пуртов Николай Михайлович, воинское звание – старшина 1 статьи; должность и специальность – командир отделения комендоров, комендор 2 кл.; год рождения – 1919 г.; партийность и № партдокумента (комсомольского билета) – КСМ; место рождения – Омская обл., Ялуторовский р-н, ; социальное положение – учащийся; национальность – русский; срок срочной службы – 1939 г.; последнее место службы – минный тральщик ТЩ-118, Бригада траления ОВР ГБ СФ; каким РВК призван – Ялуторовским РВК; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания, 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (фамилия, имя, отчество, адрес) – отец: Михаил Иванович, Ялуторовский р-н, ст. Заводоуковск, Рабочая 28.
Пуртов Николай Михайлович, дата рождения – 1919 г.; воинское звание – старшина; причина выбытия – погиб в морском бою; дата выбытия – 12.08.1944; название книги Памяти – книга Памяти. Тюменская область. Том 7, страница 463, раздел книги Памяти – по Ялуторовскому р-ну.
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial … 000465.png
Пуртов Николай Михайлович, дата рождения – 1919 г.; причина выбытия – пропал без вести; дата выбытия – июль 1944 г.; название книги Памяти – книга Памяти. Тюменская область. Том 1, раздел книги Памяти – по Заводоуковскому р-ну.

Тюменский поисковый список закрыт.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 14 [только новые]


постоянный участник




Сообщение: 28
Настроение: рабочее
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Салехард
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.05.09 01:03. Заголовок: Во Владимирской обла..


Во Владимирской областной ежедневной газете "Призыв" была опубликована статья "Обреченный рейс".

http://www.prizyv.ru/culture/?news=1667&y=2009&m=4&d=23

Побережье Северного Ледовитого океана кажется далеким от событий Великой Отечественной войны. Однако именно там, в Карском море, разыгралась одна из самых страшных морских трагедий середины 40-х. В списке жертв оказались и наши земляки.
Недавно во Владимирскую ассоциацию поисковых отрядов "Гром" пришло письмо из Салехарда: "Просим вас помочь в подготовке Всероссийской экспедиции памяти "Карская экспедиция-2009". Мы разыскиваем участников событий, произошедших в Арктике в августе 44-го, и их родственников"...

Как умирают пароходы
8 августа 1944 года из архангельского порта вышел небольшой конвой "Белое море - Диксон № 5", сопровождавший транспортный пароход "Марина Раскова". На борту парохода находились свыше 350 человек: экипаж, проходившие службу на Карской военно-морской базе краснофлотцы, в том числе двое призывников из Владимирской области, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне (среди них около 150 женщин и детей). Капитаном "Марины Расковой" был опытный полярник Виктор Демидов. Транспорт сопровождали три тральщика американской постройки - ТЩ-114, ТЩ-116 и ТЩ-118. На флагманском тральщике ТЩ-118 служили четверо владимирцев. Командовал конвоем капитан Александр Шмелев, уроженец Иванова. Рейс обещал быть простым: безоблачное небо, хорошая видимость, спокойное море. Корабли конвоя имели хорошее противолодочное вооружение и, главное, гидроакустическую аппаратуру для обнаружения подводных лодок. Правда, радиус ее действия был около 12 кабельтовых. И это сыграло свою роль в дальнейших событиях.
- В начале августа 1944 года германское командование отправило для действий в Карском море ударную группу "Грайф" - шесть подводных лодок, - рассказывает Сергей Шулинин, организатор проекта "Карская экспедиция-2009". - Все субмарины были оснащены самонаводящимися акустическими торпедами Т-5. В отличие от обычных они двигались бесшумно и почти бесследно, шли на шум винтов и взрывались, даже не касаясь цели - под действием магнитного поля корабля. К тому же стрелять этими торпедами можно было с расстояния в 25-30 кабельтовых, оставаясь вне поля действия гидроакустической аппаратуры наших кораблей. С берега подводные лодки заметили и оповестили всех находящихся в плавании. Наш конвой усилил наблюдение за морем; кроме того, суда подошли ближе к острову Белый, где из-за небольшой глубины можно было чувствовать себя в относительной безопасности от субмарин врага. Однако все это не помогло...
Немецкая субмарина U-365 из группы "Грайф" обнаружила и атаковала наши корабли. 12 августа, около восьми вечера, на пароходе "Марина Раскова" у переборки между вторым и третьим трюмом по правому борту раздался взрыв. Очевидцы вспоминают, что он был настолько мощным, что мешки с мукой из трюма выбросило через пробоину в борту на палубу парохода. Пароход дал крен. Начались хаос и паника - люди побежали на верхнюю палубу. На конвойных кораблях решили, что причиной взрыва стала донная мина, и поспешили на выручку "Марине Расковой".

Спастись им не дали...
Первым к тонущему пароходу подошел флагманский тральщик ТЩ-118. Однако немецкая субмарина достала и его: два взрыва, и корабль быстро ушел под воду. Остальные два тральщика развернулись и, сбросив вешки (еще было предположение, что конвой попал на минное поле), отошли и остановились на расстоянии 1-1,5 мили от парохода. По дороге они подобрали оказавшихся в воде моряков с ТЩ-118 - тех, кто успел спастись. В их числе оказался и капитан Александр Шмелев.
В это время на "Марине Расковой" сажали в спасательные шлюпки пассажиров парохода. Первыми эвакуировали женщин и детей - их доставили на борт ТЩ-114. Остальные пассажиры и члены экипажа спустили на воду два кунгаса (большие беспалубные лодки). Первую взял на буксир катер с тральщика ТЩ-116; второй (на борту находились 46 человек) шел к этому же кораблю на веслах. Но подлодка не собиралась бросать начатое: в 0.15 вражеская торпеда подбила корабль ТЩ-114. Он затонул четыре минуты спустя, спастись не удалось никому. Погибло более 200 человек - женщины, дети, команда, спасенные с ТЩ-118 моряки. Сейчас неизвестно, были ли среди них владимирские краснофлотцы или море забрало их раньше - после взрыва на флагманском тральщике.
Командир последнего конвойного корабля ТЩ-116 к этому моменту уже догадался, что дело не в минах. Он ушел с места аварии, увозя команду и 186 спасенных. Катер с тральщика, ведший на буксире кунгас с очередной партией пассажиров, обрубил буксирный канат, оставил кунгас, а сам направился к ТЩ-116, который в это время уже дал ход.
Вскоре после того, как корабль скрылся за горизонтом, в два часа пятнадцать минут раздался двойной взрыв: немецкая подлодка добивала "Марину Раскову"... Когда расколовшийся надвое корпус парохода скрылся с поверхности и успокоилась бурлившая вода, из морской глубины неподалеку от места гибели судна медленно всплыла рубка подводной лодки. Субмарина отплыла, держа курс вслед ушедшему на восток тральщику... Однако нашему кораблю повезло - он благополучно добрался до порта.

В поисках выживших
Но на месте трагедии еще оставались люди: на двух кунгасах, вельботах, шлюпках, плотах - всего около 150 человек. Где-то среди них были и двое владимирских моряков - пассажиров с "Марины Расковой". Долгое время суденышки носило по волнам. Их пассажиры изнемогали от холода, голода и жажды. Судьба брошенных в море сложилась по-разному. На их поиски были отправлены корабли и самолеты, но спасательной операции мешал разыгравшийся шторм. 17 августа - через пять дней после трагедии - была обнаружена одна из шлюпок с парохода "Марина Раскова", в которой находились 19 человек. На следующий день из воды подняли вельбот. Пассажиры - двадцать пять человек, с опухшими, раздутыми ногами, руки окровавлены. "Пить! Пить!" - просили они. Ничего не просил только средних лет мужчина в военной форме. Другие спасенные объяснили: "У него погибли дочь и жена. На катере они были отправлены на тральщик ТЩ-114. Только их на палубу подняли - взрыв. И 114-й на глазах - на две половины. Вот он с тех пор ни слова и не сказал".
Настоящий подвиг совершил летчик Матвей Козлов, командир летающей лодки "Каталина". 23 августа он заметил первый кунгас и сумел вытащить всех выживших. Вот строки из его отчета: "Нашли там 14 человек живыми и более 25 трупов. Трупы лежали в два ряда на дне кунгаса, наполненного по колено водой. На трупах лежали и сидели оставшиеся в живых, из которых примерно шесть человек были способны с трудом передвигаться самостоятельно. По заявлению снятых людей и осмотру кунгаса было установлено, что пресной воды, а также каких-либо продуктов на кунгасе не было". Из-за шторма и перегрузки "Каталина" не могла взлететь. Матвей Козлов двенадцать часов вел ее к берегу по бушующим волнам.
Второй кунгас нашли на берегу острова Белый в конце августа. В нем были только тела погибших. Имен выяснить не удалось. Высланная похоронная команда закопала останки близко к берегу, и могила была размыта волнами и разорена медведем. Из 636 пассажиров и членов экипажей, бывших на "Марине Расковой" и торпедированных тральщиках, погиб 381 человек. Все владимирские моряки - шесть имен - оказались в этом траурном списке.

Александр СОБОЛЕВ
Фото из архива Сергея Шулинина

Кстати
Сейчас по всей России и ближнему зарубежью идет поиск выживших участников трагедии и родственников погибших. В августе этого года к месту события отправятся участники "Карской экспедиции-2009". Там, где затонула "Марина Раскова", будет проведена траурная церемонии отдания воинских почестей погибшим. На острове Белый будет установлен памятный знак. Во Владимире уже начались розыски родных и близких наших моряков. Известен адрес, по которому жил краснофлотец Алексей Пугачев, проходивший службу на тральщике ТЩ-118. Вместе с поисковиками мы нашли этот дом, но сейчас в нем расположен ресторан. Куда переехали жильцы, пока неизвестно. Если родственников удастся найти до августа, они смогут принять участие в экспедиции.

Просьба откликнуться родным и близким
Беляков Анатолий Иванович, место рождения - д. Лошаки Петушинского района; дата рождения - 1924 г.; дата и место призыва - Петушинский РВК Московской области; последнее место службы - ВВС КБФ; воинское звание - краснофлотец. Пассажир парохода "Марина Раскова".
Дельдюжев Сергей Григорьевич, дата рождения - 1915 г.; место рождения - с. Ундол Собинского района; дата и место призыва - 1941 г.; воинское звание - старшина (главный старшина); последнее место службы - Карская ВМБ. Пассажир парохода "Марина Раскова".
Пугачев Алексей Иванович, воинское звание - краснофлотец; должность и специальность - электрик 3-го кл.; год рождения - 1921 г.; место рождения - г. Владимир; дата и место призыва - 1941 год; последнее место службы - минный тральщик ТЩ-118, бригада траления ОВР ГБ СФ; семейное положение - холост; родственники - мать: Александра Алекс:, г. Владимир, ул. 3-го Интернационала, д. 76.
Силантьев Николай Васильевич, воинское звание - мичман; должность и специальность - старшина группы электриков, электрик 1-го кл.; год рождения - 1918 г.; место рождения - г. Владимир; последнее место службы - минный тральщик ТЩ-118, бригада траления ОВР ГБ СФ.
Краснов Валентин Григорьевич, воинское звание - старшина 2-й статьи (ст. краснофлотец); должность и специальность - моторист 3-го кл.; год рождения - 1922 г.; место рождения - Никологорский р-н; последнее место службы - минный тральщик ТЩ-118, бригада траления ОВР ГБ СФ; семейное положение - холост; родственники - мать: Прасковья Ивановна, Никологорский р-н, д. Юговская.
Мельников Федор Александрович, воинское звание - ст. краснофлотец; должность и специальность - электрик 3-го кл.; год рождения - 1917 г.; место рождения - Юрьев-Польский р-н; последнее место службы - минный тральщик ТЩ-118, бригада траления ОВР ГБ СФ; место призыва - Кольчугинский РВК; семейное положение - холост; родственники - отец: Александр Е:, г. Кольчугино, ул. 8 Марта, д. 135.


Начаты поиски участников конвоя БД-5 или их родственников и во Владимирской области. Пожелаем им успеха!


Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 29
Настроение: рабочее
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Салехард
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.05.09 00:44. Заголовок: Фотоотчет о выставке..


Фотоотчет о выставке «Великая Отечественная война в Арктике: полярные конвои», открывавшаяся 8 мая 2009 года в Ямало-Ненецком окружном музейно-выставочном комплексе им. И.С. Шемановского (г. Салехард). Организаторы выставки: департамент международных и межрегиональных связей Ямало-Ненецкого автономного округа, ЯНО Музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского, Военно-морской музей Северного флота (г. Мурманск). На выставке использованы материалы, полученные в ходе проведения поисковой операции в рамках осуществления «Карской экспедиции-2009».

Оформление выставки
Экспозиционный зал выставки Водолазное снаряжение Фрагмент выставки


Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 30
Настроение: рабочее
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Салехард
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.05.09 00:46. Заголовок: http://s51.radikal.r..

Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 31
Настроение: рабочее
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Салехард
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.05.09 00:51. Заголовок: http://s47.radikal.r..

Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 32
Настроение: рабочее
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Салехард
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.05.09 01:01. Заголовок: http://s59.radikal.r..

Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 33
Настроение: рабочее
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Салехард
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.05.09 01:04. Заголовок: http://s48.radikal.r..

Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 34
Настроение: рабочее
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Салехард
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.05.09 01:06. Заголовок: http://s51.radikal.r..


Шлемофон командира эскадрильи 118 разведывательного авиаполка Героя Советского Союза Туркова И.Я. Сумка для бортовой аптечки самолета «Киттихаук» механика 729-го истребительного авиаполка сержанта К.К. Анпилогова. Бритвенный прибор краснофлотца сторожевого корабля «СКР-81» Павлова И.Д. Китель командира 118 разведывательного авиаполка капитана Наконечного Л.М. Лента от бескозырки краснофлотца Виноградова. Книги из личной библиотеки Горелова Ю.С. (г. Салехард) Дневник офицера тральщика ТЩ-115 Жамиро Г.М. Книги из личной библиотеки Горелова Ю.С. (г. Салехард) Пригласительный билет от 30 августа 1942 года старшего краснофлотца Гусева Владимира Николаевича, моториста тральщика «Т-104», на встречу с боевыми товарищами 30 августа 1960 года в Ленинграде. Авиационный октант. Патент С.Ш.С.А. Номера I743979 И I970543. Серия 3428-53. Компания приборов «Пионер», Бруклин, Нью-Йорк, С.Ш.С.А. С самолета Котова И.С.

Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 35
Настроение: рабочее
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Салехард
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.05.09 01:10. Заголовок: http://s57.radikal.r..


Тот же прибор, вид спереди. Листовка «Товарищи беломорцы!» издана политотделом Беломорской военной флотилии и посвящена Краснознаменному тральщику «Т-110». Экспонаты военных лет, присланных в Военно-морской музей Северного флота К.К. Анпилоговым, бывшим механиком 729-го истребительного авиаполка. Планшетка командира эскадрильи 118 разведывательного авиаполка Героя Советского Союза Туркова Н.Я. Грамота. Северный флот. Анемометр. Погоны командира отделения электриков катера «БО-210» старшины 1 статьи Вотинова А.П. Из фондов Музейно-выставочного комплекса им. И.С Шемановского. Форменка моряка 78 аварийно-спасительного отряда БВФ Щипина В.И., бескозырка машиниста тральщика «ТЩ-107»Некипелова А.А., лента от бескозырки матроса Соловьева. Китель командира отряда ледоколов БВФ, заместителя начальника Главсевморпути Героя Советского Союза Белоусова М.П.

Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 36
Настроение: рабочее
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Салехард
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.05.09 01:12. Заголовок: http://s39.radikal.r..

Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 459
Зарегистрирован: 24.01.09
Откуда: Россия, Падун
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.06.09 13:32. Заголовок: Сергей Шулинин пишет..


Сергей Шулинин пишет:


УТВЕРЖДЕНО
Приказом департамента международных
и межрегиональных связей
Ямало-Ненецкого автономного округа
от «6» апреля 2009 года № 12-од

Положение о проведении творческого конкурса
на эскиз памятного знака в рамках проведения Межрегиональной экспедиции
памяти на о. Белый «Карская экспедиция - 2009»
1. Цель и задачи конкурса.
Цель конкурса – отобрать лучший эскиз для изготовления памятного знака в рамках проведения Межрегиональной экспедиции памяти на о. Белый «Карская экспедиция - 2009».
При этом под памятным знаком понимается памятная композиция, включающая памятную табличку с текстом и элементы атрибутики военно-морского флота.
Задачи конкурса:
а) увековечивание памяти о мужестве и героизме полярников, тружеников тыла и трагически погибшем мирном населении на Крайнем Севере в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
б) сохранение исторического прошлого Ямало-Ненецкого автономного округа;
в) совершенствование патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
2. Организаторы конкурса.
Организатором конкурса выступает департамент международных и межрегиональных связей Ямало-Ненецкого автономного округа.
3. Условия проведения конкурса.
3.1. Участники конкурса.
К участию в конкурсе приглашаются профессиональные художники, дизайнеры, архитекторы, а также все желающие в возрасте от 20 лет.
3.2. Сроки проведения конкурса.
Конкурс проводится с 6 апреля по 15 мая 2009 года. Результаты конкурса объявляются не позднее 25 мая 2009 года.
3.3. Номинации конкурса и конкурсное задание.
1. Конкурс объявляется на присуждение трёх призовых мест.
2. Работы должны соответствовать следующим требованиям:
2.1. тематика работ: трагическая гибель транспортного судна «Марина Раскова» в районе о. Белый 12 августа 1944 года;
2.2. общие размеры композиции:
- памятная табличка –70х50х10 см;
- общий размер площадки памятной композиции – 300х400 см;
2.3. материал изготовления памятной композиции:
- памятная табличка – камень, нержавеющий металл;
- иные элементы композиции – камень, нержавеющий металл;
2.4. условия эксплуатации памятной композиции: северные широты, повышенная влажность, низкие температуры, сильные ветровые нагрузки;
2.5. общий вес элементов композициине должен превышать 100 килограммов;
2.6. элементы композиции должны представлять собой разборные конструкции в целях дальнейшей транспортировки и переноски вручную.
3. Работы принимаются в следующей комплектации материалов:
- общий эскиз композиции в масштабе 1:10 см
- эскизы каждого из элементов композиции по отдельности в масштабе 1:10 см.
4. Информацию по тематике конкурса можно найти:
в журнале «Ямальский меридиан»: №№ 5, 7, 11 за 2008 год, № 1 за 2009 год; в сети Интернет:
http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=607&p=2
http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=606
http://www.vesty.spb.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=4136
3.4. Порядок подачи работ.
Работы с пометкой «Конкурс» должны присылаться:
а) на адрес электронной почты: «Kara_Sea_2009@mail.ru», или
б) на почтовый адрес: «Департамент международных и межрегиональных связей
Ямало-Ненецкого автономного округа, 629008, г. Салехард, ул.Республики, 29».
Вместе с работой участник конкурса должен предоставить краткую информацию о себе согласно приложению к настоящему Положению. Работы не будут рассматриваться без информации об участнике конкурса.
3.5. Критерии оценки работ.
Оценка конкурсных работ проводится членами жюри согласно установленным требованиям в части 2 подпункта 3.3 настоящего Положения.
По итогам конкурса отбирается 3 (три эскиза).
4. Жюри конкурса.
1. Для разносторонней оценки работ, представленных на конкурс, и достижения
наибольшей объективности при рассмотрении работ формируется независимое жюри.
2. Жюри формируется из представителей организаторов конкурса и членов
организационного комитета по подготовке и проведению в Ямало-Ненецком автономном округе Межрегиональной экспедиции памяти к месту гибели конвоя «Белое море-Диксон № 5» у о. Белый «Карская экспедиция - 2009».
Общее количество членов жюри – 9 человек. Председателем жюри является директор департамента международных и межрегиональных связей Ямало-Ненецкого автономного округа.
3. По итогам работы жюри составляется официальный протокол результатов конкурса, который утверждается председателем жюри, подписывается членами жюри и публикуется в средствах массовой информации Ямало-Ненецкого автономного округа.
5. Порядок награждения победителей.
1. Призовой фонд конкурса составляет 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
2. Устанавливается три приза:
- за первое место – 15 000 (пятнадцатьтысяч) рублей;
- за второе место – 10 000 (десять тысяч) рублей;
- за третье место – 5 000 (пять тысяч).
3. Отчисление налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
производится за счет средств по разделу "Общегосударственные вопросы", по подразделу "Другие общегосударственные вопросы", по целевой статье "Реализация государственных функций, связанных с участием в организации и проведении конференций, симпозиумов, специализированных торгово-промышленных выставок на территории Российской Федерации и за рубежом", по виду расходов "Выполнение функций государственными органами"».
4. Денежные призы перечисляются победителям конкурса на их банковские счета или выдаются наличными в соответствие с действующим законодательством. Поощрительные призы и грамоты высылаются по почтовым адресам участников, указанных в заявке на участие в конкурсе.



Приложение

к Положению о проведении творческого конкурса
на эскиз памятного знака в рамках проведения
Межрегиональной экспедиции памяти на о. Белый
«Карская экспедиция - 2009»
от «6» апреля 2009 года № 12-од

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ
в творческом конкурсе на эскиз памятного знака в рамках проведения
Межрегиональной экспедиции памяти к месту гибели на о. Белый «Карская экспедиция - 2009».
Фамилия, имя, отчество: _______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Дата рождения: _______________________________________
Место работы/учёбы: _______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Контактная информация:
почтовый адрес: ___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
телефон: __________________________________________________________________________
e-mail: __________________________________________________________________________

Не терпится узнать результаты конкурса


...........................................
http://konwojbd5.forum24.ru/
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 553
Зарегистрирован: 24.01.09
Откуда: Россия, Падун
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.10.09 09:16. Заголовок: Re: «Карская экспед..



Re: «Карская экспедиция-2009»

Сообщение Сергей Шулинин » 15 Октябрь 2009 00:30
Предлагаю вашему вниманию журнальный вариант статьи Фёдора Романенко "Ушедшие в вечность". Прошу простить, что приходится именно мне размещать этот материал.

Романенко Фёдор Александрович, кандидат географических наук, старший научный сотрудник Географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Область научных интересов – четвертичная геология, геоморфология и палеогеография Арктики, история исследования полярных стран. Участник нескольких десятков экспедиций в различные районы Российской Арктики от Кольского полуострова до Чукотки, с 1990 г. неоднократно работал на Ямале, Гыданском полуострове. В 1994 г. в составе российско-Шведской экспедиции «Экология тундры-94» высаживался на о. Белом. Автор многих научных и научно-популярных статей, в том числе «Судьба российских полярных станций на фоне глобального потепления» (Природа, № 9, 2004), «Забытая столица Советской Арктики» (Живописная Россия, № 1, 2005).

Памяти трагедии с конвоем БД-5 посвящается.

Знакомство с журналом «Ямальский меридиан» началось у меня осенью 1996 г., когда в книжном магазине в Лабытнангах, тогда одном из самых лучших книжных магазинов на Севере, купил несколько номеров. Нынешняя деятельность сотрудников журнала по организации экспедиции в память погибших на пароходе «Марина Раскова» не могла оставить меня равнодушным, так как забыть эту трагедию невозможно. Глубоко сочувствуя идее «Карской экспедиции-2009», не сомневаюсь, что она будет успешной не только в мемориальном, но и в научно-исследовательском плане. Не занимаясь специально историей конвоя БД-5, я неоднократно встречал и фиксировал упоминания о нём в литературе и архивных материалах, не собираясь проводить какую-либо научную работу. Многие годы, работая на побережье и островах Арктики, я слишком хорошо представлял себе, что пришлось перенести участникам этого плавания, что они видели и чувствовали в эти августовские дни 1944 г., последнего военного лета, когда Красная Армия наступала почти на всём протяжении советского-германского фронта.
Изученные мной источники можно разделить на три основные группы. Во-первых, это краткие воспоминания двух участников событий 1944 г. – Дмитрия Семёновича Иванова (в 1944 г. – старшины тральщика Т-116) и Надежды Викторовны Морозовой, пассажирки парохода «Марины Расковой». Эти воспоминания записаны 16 мая 1995 г. на конференции в Московском филиале Русского географического общества (МФ РГО), посвящённой 50-летию Победы. Она проходила ещё в старом здании РГО на Никольской улице, выступали историк флота военный моряк И.А. Стоянов, полярный лётчик В.М. Перов, радист полярной станции мыса Стерлегова Л.Э. Венцковский, Д.С. Иванов, Н.В. Морозова, историк геологии А.В. Мельников и другие.
Второй источник сведений – архивные материалы Министерства Морского флота СССР (ММФ) и Главного управления Северного морского пути (ГУСМП), хранящиеся в основном в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) в Москве. Они касаются в основном истории судна «Марина Раскова» и захоронения погибших. Значительная часть этих материалов уже изучалась историками флота, в первую очередь В.П. Пузырёвым, и опубликована. Тем не менее, удалось обнаружить и некоторые новые материалы, приведённые ниже как в тексте, так и в хронологических данных.
Третья группа изученных источников – многочисленные статьи и книги различных авторов, в разной степени подробностях описывающие события военных лет в Арктике. Среди них есть и строго документальные публикации, основанные на архивных материалах, есть и художественно-документальные повествования, содержащие некоторые детали, которые не подтверждаются документами. Тем не менее, отсутствие документальных подтверждений тех или иных событий не свидетельствует об их отсутствии в действительности. Сама обстановка трагедии, гибель большого количества людей, происходящие практически одновременно на большом пространстве события, увиденные разными людьми из различных мест, не может способствовать детальной реконструкции истинной картины бедствия. Поэтому неудивительно, что даже воспоминания непосредственных участников трагедии «Марины Расковой» часто не совпадают, и только перекрёстная проверка сведений, полученных из различных источников, позволяет (и то только с большей вероятностью) установить истину. Приведённые ниже хроники выполнены на основании сверки всех доступных автору материалов.
Кроме публикаций, использованы статьи и воспоминания, собранные С.В. Шулининым и размещённые в интернете на сайте о «Карской экспедиции-2009» (http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=606). При подготовке текста автор пользовался консультациями И.В. Казимирчика (г.Тула), которому выражает глубокую признательность.
Одним из первых подробно рассказал о трагедии «Марины Расковой» известный историк, автор фундаментальных трудов об исследованиях Арктики доктор исторических наук М.И. Белов (1969). Он пользовался непосредственными донесениями Штаба морских операций западного района Арктики, рапортами участников событий, справками об организации спасательных работ и другими документами, составленными по свежим следам и хранившимися в Архангельском государственном областном архиве (фонд Северного государственного морского пароходства), архиве Министерства морского флота, Центральном военно-морском архиве (ЦВМА).
В последующих публикациях советского периода (Щипко, 1974, 1985; Капралов, 1974; Козлов, Шломин, 1977; Пузырёв, 1981; Сомкин, 1995) использовались не только архивные материалы, в основном ЦВМА, но и свидетельства очевидцев. Так, Ю.Д. Капралов встречался с лётчиком С.В. Соколом, медсестрой А.Галстуховой и судовым медиком К.М. Некрасовой, Л. Щипко – с капитаном тральщика Т-116 В.А. Бабановым, А.Г. Сомкин, который работал над своей книгой много лет, но смог её издать лишь в 1995 г., - с К.М. Некрасовой и Д.С. Ивановым. Л.Шмигельский встречался с пассажирками «Марины Расковой», оставшимися ему, к сожалению, неизвестными, непосредственно накануне отхода судна, в начале августа 1944 г. (Барашков, 2001, с.159). Меня ещё студентом потрясло описание трагедии Д. Дёминым (1984), подготовленное на основании бесед с полярным лётчиком М.И. Козловым. Их воспоминания существенно дополняли картину, в основном деталями, которые не могли войти по тем или иным причинам в официальные отчёты и рапорты. Но некоторые противоречия в составленной, как мозаика, из различных источников картине, отмечали ещё авторы одного из первых документов о трагедии – Отчёта штаба морских операций за 1944 г. Думаю, они объясняются двумя причинами. Прежде всего, тяжелейшие испытания, через которые пришлось пройти уцелевшим участникам событий, определили невозможность через десятилетия детально вспомнить подробности бедствия. Вторая причина – жёсткий контроль за информацией, характерный для советского периода.
Но, казалось бы, свободные от цензуры современные публикации отличаются, увы, гораздо большим количеством неточностей, ошибок, опечаток и противоречий, обусловленных не только катастрофически упавшей культурой книгоиздания и резко возросшим полиграфическим браком, но и неточностями публикаторов. Так, С.В. Шулинин, размещая на сайте «Карской экспедиции-2009» те или иные материалы, неоднократно отмечал противоречия в данных о времени тех или иных событий, хронологии поисковых вылетов, об инициалах пилотов и моряков, наименовании судов, и т.д. Даже в фундаментальных недавно вышедших справочниках по флоту (Бережной, 1994; Широкорад, 2002; Спирихин, 2003, и др.) есть несовпадения и неточности, например, в датах тех или иных событий, в тактико-технических данных судов, пути конвоя и т.д. И для восстановления реальной картины необходимо критически относиться ко всем материалам, даже архивным.
В переведённых на русский язык иностранных публикациях (Дениц, 1964; Блэйр, 2001; Бишоп, 2008; Хенриксен, 2008; и др.) о подводной войне на Севере упоминания о потоплении «Марины Расковой» практически не встречаются. Иностранные ресурсы Интернета содержат довольно полную информацию, касающуюся в основном действий подводных лодок, но сведения о числе погибших в конвое БД-5 также отсутствуют.
Поэтому данное описание, хотя и составленное на основании синтеза и перекрёстной проверки многих источников, также не свободно, вероятно, от ошибок и неточностей. Их устранение и установление истины и, главное, имён всех выживших и погибших – и есть главная задача поиска, проводимого С.В. Шулининым, А. Лещенко и их многочисленными помощниками и коллегами.
После анализа большей части опубликованных материалов, сверки их с независимыми источниками и изучения некоторых документов, хранящихся в РГАЭ, автор пришёл к выводу, что наиболее надёжны публикации М.И. Белова (1969), Ю.Д. Капралова (1974) и В.П. Пузырёва (1981), которые сами пользовались архивными материалами, и в книгах которых содержатся самые точные и подробные сведения о трагедии, часто подкреплённые свидетельствами участников поисковых операций.
Прежде чем переходить к событиям августа 1944 г., рассмотрим историю самого парохода «Марина Раскова».

I. Жизнь парохода
Судьба парохода «Марина Раскова» изначально складывалась не очень просто. Ещё на стапелях судостроительной фирмы Merchant Shipbuilding Corp в г. Честере (ближайший пригород Филадельфии, шта

...........................................
http://konwojbd5.forum24.ru/
...........................................
.........................................
http://ykolorist.forum24.ru/
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 554
Зарегистрирован: 24.01.09
Откуда: Россия, Падун
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.10.09 09:18. Заголовок: Список потерь мор..





Список потерь моряков СГМП, пароход «Марина Раскова», 12.08.1944 г. (РГАЭ, ф.8045, оп.3, ед.хр.1363, л.193-194):
1. Баганова Нина Алексеевна, штурманский ученик.
2. Гизатуллин Артём Андреевич, машинный ученик.
3. Дорофеева Ольга Дмитриевна, камбузник.
4. Ермолина Галина Владимировна, практикант-радист.
5. Есипов Александр Петрович, матрос 1-го класса.
6. Иванова Генриетта Николаевна, буфетчица.
7. Лепешкина Екатерина Максимовна, дневальная.
8. Надеева Евдокия Алексеевна, уборщица.
9. Никитин Георгий Георгиевич, кочегар 2-го класса.
10. Павлова Мария Ермиловна, штурманский ученик.
11. Панкратов Константин Киприянович, палубный ученик.
12. Починков Герман Семёнович, палубный ученик.
13. Смирнов Михаил Константинович, машинист 1-го класса.
14. Сумерина Агафья Фёдоровна, хлебопёк.
15. Сущихин Николай Петрович, матрос 1-го класса.
16. Федотов Николай Дмитриевич, матрос 1-го класса.
17. Яковлев Никон Никонович, кочегар 1-го класса.
Объяснительная записка к паспорту и научно-техническому отчёту за 1946/47 гг. начальника полярной станции «Остров Белый» Ф.П. Снегирёва (РГАЭ, ф.9570, оп.2, ед.хр.3253, л.38).
Нельзя обойти молчанием отношения к погибшим на пароходе «Раскова». По сообщению Архипова (предшественник Ф.П. Снегирёва на должности начальника полярной станции – Ф.Р.) на Белый была послана специальная команда для похорон 15 человек погибших и выброшенных на берег, на кунгасе на северо-западной оконечности острова, в 4 км от мыса Рогозина на восток.
Эта похоронная команда не потрудилась удалить трупы от черты прилива в нагонную воду. А штормовая волна гуляет через могилы, далее на берег ещё на тридцать метров.
В середине августа 1947 г. я и трое товарищей посетили могилы и не нашли их сначала. Затем нашли два скелета в разных местах, затем ногу и руку. Скелеты и части их были друг от друга на расстоянии от 20 до 60 м, а от могил были более чем на 100 м.
На месте могил, в одной на уровне поверхности песка нашли пять полускелетов-полутрупов, а на второй могиле, прямо на поверхности песка лежала скрученная куча тряпья из которой торчали разные части скелетов. Тоже пять или шесть. Таким образом, есть налицо 11 или 12 трупов. Остальных или унесло в море, или замыло в песке, или растащили звери. Последнее вероятно, ибо найдены отдельные рука и нога в разных местах. Кроме того, к могиле подходил медведь, видны ясные следы, хотя, он остановился, обошёл кругом, ничего не тронув.
Похоронная команда не сделала настоящих могил, а просто на скорую руку засыпала их песком, а море их размыло вновь.
Силами станции, все останки погибших собраны, отнесены за черту наибольшего прибоя, самых сильных штормов, сделана могила и обложена по стенам плавником. Туда завёрнутые в брезент положены останки погибших. Сверху наложен накат из плавника, скреплённый скобами и всё это засыпано песком.
Поставлен столбик с надписью о количестве жертв.
Материалы по определению и учёту ущерба, причинённых немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками. Октябрь – декабрь 1944 г. (РГАЭ)
Ущерб от гибели грузов, шедших на полярные станции, в результате потопления парохода «Марина Раскова» 12 августа 1944 г. составил 2 797 039 рублей (ф.9570, ед.хр.1445, л.11); от гибели собственно парохода 1 468 602 рублей (ф.9570, ед.хр.2315, лл.2, 12) или 17 893,5 тыс. руб. (ф.8045, ед.хр.1363, л.147), и потери от фрахта – 106 251 рубль (ф.9570, ед.хр.2315, лл.2, 12).

V. Воспоминания автора
20-21 августа 1994 г., ровно через полвека после трагедии, на о. Белом высадились участники российско-шведской экспедиции «Экология тундры-94», которая на научно-экспедиционном судне (НЭС) «Академик Фёдоров» прошла от Кольского полуострова до Чукотки, осуществив 30 высадок на островах и побережья Северного Ледовитого океана. С помощью вертолёта Ми-8 Диксонского авиаотряда учёные (в экспедиции участвовало более 80 биологов и географов из России, Швеции, Исландии, Голландии, Норвегии, США, Великобритании и других стран) были переброшены в различные районы острова. В районе полярной станции имени М.В. Попова (основана в 1933 г.) работал один из отрядов экспедиции.
Днём 20 августа группа в составе биологов Е.Е. Сыроечковского-младшего (руководитель отряда), Е.Г. Лаппо, Ю.В. Мамкаева, меня, фотографа Л.И. Вейсмана, местного охотника Петра Окотэтто и офицера только что расформированной воинской части капитана Сергея (фамилию не помню) в течение нескольких часов искали захоронение на северо-западной оконечности острова, у м. Рагозина, где оно было показано на топографической карте. По словам много лет зимовавшего (с 1977 г.) на острове П. Окотэтто, это был деревянный крест. Погода была плохая, сплошная низкая облачность, временами морось, дождь. Осмотрели большой участок плоского песчаного пространства, лишённого растительности. Ничего не нашли, хотя осматривали все приметные объекты, хорошо выделявшиеся на ровной поверхности.
Характер местности позволяет предполагать, что она периодически заливается морской водой во время штормов и нагонов. Так как с момента перезахоронения прошло к 1994 г. 47 лет, а за это время наверняка были экстремальные штормы, то можно думать, что могила, так тщательно устроенная группой Ф.П. Снегирёва, имела ту же участь, что и описанная им – размыта и полностью уничтожена волнами. Тем не менее, абсолютной уверенности в полном исчезновении могилы у автора нет.
21 августа 1994 г. офицер по безопасности «Академика Фёдорова» Михаил Зайцев организовал изготовление машинной командой венка из 12 свечей и веток ивы на деревянной платформе. Продолжая путь на запад, судно застопорило ход в месте гибели «Марины Расковой», дало несколько гудков. Был спущен парадный трап, и Ф.А. Романенко по поручению экипажа и экспедиции спустил на воду венок с зажжёнными свечами в память погибших здесь полвека назад мучеников.

ЛИТЕРАТУРА
Барашков Ю.А. Арктические конвои в настроении Гленна Миллера (Плечом к плечу во второй мировой войне). Архангельск: Март, 2001. 194 с.
Белов М.И. Научное и хозяйственное освоение Советского Севера 1933-1945. История открытия и освоения Северного морского пути. Т.4. Л.: Гидрометеоиздат, 1969. С.508-512.
Бережной С.С. Флот СССР. Корабли и суда ленд-лиза. СПб.: Велень, 1994. 400 с.
Бишоп К.Подводные лодки кригсмарине. М.: Эксмо, 2008. 192 с.
Блэйр К. Подводная война Гитлера 1942-1945. Жертвы. Ч.II. М.: АСТ; СПб: Terra fantastica, 2001. 704 с.
Голубев А. Потери корабельного состава Северного флота и гражданских ведомств на северном морском театре в период Великой отечественной войны. СПб: Частный военно-исторический архив, 1999. С.34-35.
Кащеев Л.Б. Германские подводные лодки. Вторая мировая война. Ч.1. Харьков: ATF, 1994. 48 с.
Демин Д. Светлые силы природы//Полярный круг. М.: Мысль, 1984. С.190-206.
Дениц К. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне. М.: Военное изд-во Министерства обороны СССР, 1964. 456 с.
Капралов Ю. Конвой на Диксон//Север. 1974. № 7. С.93- 103.
Козлов И.А., Шломин В.С. Краснознамённый Северный флот. М.: Военное изд-во Министерства обороны СССР, 1977. С.189-190.
Курушин М.Ю. Стальные гробы рейха. М.: Вече, 2004. 480 с.
Платонов А.В., Апальков Ю.В. Боевые корабли Германии. 1939-1945. С-Пб. 1995.
Пузырёв В.П. Беломорская флотилия в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1981. 221 с.
Пузырёв В.П. 1944 г. Карская военно-морская база//Северные конвои. Вып.4. Архангельск: Правда Севера, 2000. С.128-140.
Сомкин А.Г. Мы помним вас…. Архангельск: Родина Ломоносова, 1995. С.131-151.
Спирихин С.А. Суда Северного морского пароходства и полярной гидрографии. Архангельск: Издательство «Правда Севера», 2003. 310 с. (с.66).
Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои. М.: Андреевский флаг, 1997. 364 с.
Хенриксен Х. Мурманские конвои. Мурманск-Архангельск: ОАО МИПП «Север», 2008. 416 с.
Широкорад А. Б. Корабли и катера ВМФ СССР 1939-45 гг. /Под общ. ред. А.Е. Тараса. Минск: Харвест, 2002. 944 с.
Шмигельский Л.Г. Молотовск и война в Арктике//Война в Арктике. Архангельск: Поморский университет, 2001. С.204-257.
Щедролосев В.В. Морская война в Арктике 1941-1945//Война в Арктике. Архангельск: Поморский университет, 2001. С.303-351.
Щедролосев В.В. Три сестры Беломорской флотилии. СПб: Леко, 2006. С.92-99.
Щипко Л. Арктический фронт. М.: Изд-во ДОСААФ, 1974. 142 с.
Щипко Л. Защитники Карского моря. Хроника военных событий. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1985. 172 с.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.


Сергей Шулинин






Сообщение Сергей Шулинин » 15 Октябрь 2009 00:31
Недавно я имел честь лично познакомиться с автором этой публикации. Он находился в командировке в Салехарде. Жаль, что не так было много времени для встречи. Фёдор Александрович показал копии архивных документов по истории конвоя БД-5, найденных им недавно. Интереснейшие документы. Буду ждать их обнародования. Фёдор Александрович обещал их обработать и выслать. Надеюсь, верю и жду. И дай бог ему здоровья и счастья. Хороший он мужик!
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.


Сергей Шулинин
Редактор


Сообщение Сергей Шулинин » 16 Октябрь 2009 00:35
Стоп-кадры из видеосюжета об установке памятного знака на о. Белый, снятый филиалом ВГТРК ГТРК "Ямал". Благодарен руководству за предоставленную возможность. Обнаружил при просмотре видеосюжета, что на церемонии установки памятного знака был человек с фотоаппаратом. Попробую его разыскать.
Качество стоп-кадров, увы, не очень. Но пока, что есть.

Изображение Изображение Изображение Изображение

Изображение Изображение Изображение Изображение
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.

http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=36&t=612&sid=afb03a0cc27b682a842577e93ebb4be0&start=150


...........................................
http://konwojbd5.forum24.ru/
...........................................
.........................................
http://ykolorist.forum24.ru/
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 556
Зарегистрирован: 24.01.09
Откуда: Россия, Падун
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.11.09 22:04. Заголовок: Конвой БД-5 ( 1944 ..



Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 16 Ноябрь 2009 01:06

Мне пришло письмо от внука полярного лётчика, спасавшего участников конвоя БД-5 Евдокимова Виктора Николаевича. Руслан написал, что Виктору Николаевичу сейчас 93 года. Дай бог ему здоровья! В материалах, переданных Русланом были и сканы статьи Ю.Д. Капралова. Есть и сканы писем между Виктором Николаевичем и Юрием Дмитриевичем Капраловым.
О Викторе Николаевиче размещу информацию чуть позднее.

Журнал «Север», № 7, 1974 г.
Ю.Д. Капралов

КОНВОЙ НА ДИКСОН


В годы Великой Отечественной войны моря Ледовитого океана были ареной ожесточенной борьбы, которая шла на воде и под водой, в воздухе и на побережье. Незабываемые, яркие страницы вписали в историю этой борьбы моряки и летчики Северного флота. В числе многих задач, возложенных на североморцев, были обеспечение безопасности союзных и внутренних советских конвоев и нарушение вражеских морских перевозок.
Личный состав флота с честью нес свою трудную и опасную вахту. О славных делах Северного флота убедительно говорят следующие цифры: за войну потоплено на морских коммуникациях врага 192 транспорта и 70 боевых кораблей; 118 транспортам, кораблям и вспомогательным судам нанесены повреждения.
В то же время благодаря умелым и отважным действиям североморцев наши потери, неизбежные в большой войне, оказались весьма незначительными, хотя враг всеми силами пытался срывать и блокировать советские перевозки на морских путях в Арктике. Так, понимая важное военное и хозяйственное значение Северного морского пути, гитлеровское командование уже в 1942 году направляло подводные лодки в Карское море. Тогда же совершил туда бесславный рейд фашистский тяжелый крейсер «Адмирал Шеер».
С началом навигации 1943 года пиратские действия врага на трассах западного сектора Северного морского пути еще более усилились. Даже в 1944 году, когда уже был ясен исход войны, гитлеровцы вновь направили свои подводные лодки в Карское море.
Безопасность советского судоходства в Белом, Баренцевом, Карском морях обеспечивала Беломорская военная флотилия, входившая в состав Северного флота. Огромная протяженность операционной зоны – от Белого моря до моря Лаптевых, суровые условия Арктики, отсутствие оборудованных пунктов базирования, а также недостаточность боевых сил и средств чрезвычайно усложняли задачи североморцев. И все же враг не сумел добиться сколько-нибудь существенных успехов.
За время войны по внутренним коммуникациям Ледовитого океа

...........................................
http://konwojbd5.forum24.ru/
...........................................
.........................................
http://ykolorist.forum24.ru/
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 557
Зарегистрирован: 24.01.09
Откуда: Россия, Падун
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.11.09 22:05. Заголовок: продолжение Свыше 1..


продолжение

Свыше 12 часов продолжался этот беспримерный переход по бушующему морю. Волны перехлестывали плоскости самолета, вода проникала в кабину, намокло оборудование, обуглилась электропроводка. Моторы перегревались, но, когда их останавливали, самолет тут же ветром разворачивало лагом к волне. Ночью вышел из строя правый мотор. Механики сумели устранить аварию. Экипаж самолета старался поддержать спасенных: горячий чай и немного пищи укрепили их силы, но один все же умер.
Под утро 24 августа летчики увидели берег острова Белый и направились к проливу Малыгина. Все это время поддерживалась радиосвязь с Диксоном. Оттуда еще ночью вылетел на помощь летчик Е.Е. Федуков. Обнаружив в море гидросамолет Козлова, он навел на него тральщик ТЩ-60. Около 9 часов утра неподалеку от западного входа в пролив Малыгина все спасенные были переправлены на тральщик. Гидросамолет отбуксировали в пролив Малыгина, где в одной из бухт бортмеханики отремонтировали моторы, и М.И. Козлов в тот же день перелетел на Диксон.
Из рассказов спасенных стали известны подробности последних дней их скитаний. Когда летчик С. В. Сокол обнаружил кунгас, на нем было 60 человек. Потеря клипер-бота, поврежденного поваром и матросом с «Марины Расковой», лишила остальных людей возможности переправиться на самолет, а добираться вплавь к нему у них не было сил. Пища, доставленная летчиками, и несколько банок сгущенного молока, забытых поваром, немного поддержали погибавших, но жажда стала невыносимой. Туман и начавшийся шторм принесли новые испытания. К исходу девятых суток дрейфа на кунгасе умерло 24 человека. Люди продолжали умирать и в последующие дни; оставшиеся в живых уже не имели сил опускать трупы в море и вычерпывать воду из кунгаса. В таком положении и нашел их самолет.
Поиски людей на этом не закончились. В море оставался вельбот, на котором находились командный состав и капитан «Марины Расковой» В.А. Демидов. Опрос спасенных людей позволил установить, что после ухода немецкой подводной лодки, потопившей «Марину Раскову», вельбот капитана под парусом находился неподалеку от остальных шлюпок. Дальнейший путь его оставался неизвестным. Командование флотилии предполагало также, что в море могут находиться еще и другие плавсредства с людьми, спасшимися после гибели тральщика Т-114. Поэтому корабли и самолеты вплоть до 3 сентября почти ежедневно продолжали поиски. Летчики не раз видели полузатопленные шлюпки, кунгасы, но людей на них не было. Вероятнее всего вельбот капитана во время шторма был опрокинут, и находившиеся на нем погибли.
В конце августа работники радиомаяка, производившие поиски на острове Белый, обнаружили на западном его берегу, у мыса Рогозина, прибитый волнами полузатопленный кунгас: в нем находились трупы двадцати человек; один из них, судя по одежде, был военным моряком. Это был кунгас, с которого М.И. Козлов 23 августа снял 14 оставшихся в живых людей. Полярники похоронили погибших в братской могиле неподалеку от берега.
Гибель конвоя «БД-5» была самой трагической потерей в Советской Арктике я годы Великой Отечественной войны. Из 636 человек, находившихся на «Марине Расковой» и на тральщиках Т-118 и Т-114, погибли 298, из них почти половина – женщины и дети (107 женщин и 24 ребенка). В числе погибших был и командир конвоя.
Впоследствии стали известны причины этой трагедии. Как выяснилось, фашистские подводники при нападении на конвой «БД-5» впервые применили в водах Советской Арктики новое оружие – бесследные акустические электроторпеды. В отличие от обычных, эти торпеды, оборудованные магнитными взрывателями, самонаводились на шум винтов корабля и поражали цель, взрываясь под действием ее магнитного поля. Это позволяло подводным лодкам атаковать корабли с дальних дистанций (25–30 кабельтовых) с большой вероятностью поражения цели, оставаясь при этом не обнаруженными корабельными гидролокаторами. Бес след несть и малая шумность электроторпед лишали корабли возможности своевременно обнаружить атаки и принять контрмеры.
Указанные свойства и особенности нового оружия не были известны в то время морякам-североморцам. Поэтому взрывы акустических электроторпед, поразившие судно и тральщик Т-118, ввели в заблуждение командира конвоя и других моряков, принявших их за взрывы неконтактных мин. Решив, что конвой попал на минное поле, моряки действовали правильно для условий минной опасности, но ошибочно для реальной обстановки. Возникновению этой ошибки способствовала и безрезультатность противолодочного поиска, проведенного тральщиком Т-114 (дальность действия гидролокаторов на тральщиках типа «АМ» не превышала 12 кабельтовых).
Все эти обстоятельства, наряду с внезапностью применения нового оружия, позволили противнику безнаказанно поразить конвой.
Несмотря на недостаток сил для обеспечения увеличившихся конвойных операций и усиления противолодочной обороны коммуникаций в Арктике, командование флотилии сразу же приняло меры к спасению людей. В поисках их участвовало 7 боевых кораблей и 8 гидросамолетов. Однако суровые условия Арктики – почти не прекращающиеся штормы, туман, сплошная низкая облачность – крайне затруднили поиски шлюпок, отнесенных ветром и течениями на многие десятки миль от места гибели конвоя и друг от друга. Холод, болезни, голод и жажда стали причиной новых жертв. Из 338 человек, оставшихся в море на шлюпках и нашедших убежище на борту тральщика Т-116, было спасено 255.
После нападения не конвой «БД-5» фашистские подводные лодки активизировали свои действия. Командование Северного флота и Беломорской флотилии приняло меры к повышению безопасности коммуникаций: был увеличен и усилен состав эскортных кораблей при конвоировании транспортных судов; самолеты вели поиск противника в море и прикрывали конвои с воздуха; на кораблях совершенствовались методы и средства борьбы с новым оружием и тактикой фашистских подводников. Боевой состав флотилии неоднократно вступал в противоборство с врагом. Так, например, конвой в составе трех транспортов «Лахта», «Сура», «Архангельск» в сопровождении эсминца «Урицкий», четырех тральщиков и Б0-203, вышедший 23 августа из порта Диксон в Архангельск, на переходе в Карском море семь раз подвергался атакам вражеских подводных лодок, однако решительными действиями эскортных кораблей противник каждый раз отгонялся, и конвой без потерь прибыл в порт назначения. ТАКИХ столкновений с врагом немало было и у других конвоев.
Получая решительный отпор, фашистские подводники все же пытались продолжать свои действия в Советской Арктике, не гнушаясь малой добычей. Рано утром 26 августа радиостанция на мысе Челюскин приняла переданную открытым текстом радиограмму гидрографического судна – мотобота «Норд» (капитан В.В. Павлов), вышедшего накануне от мыса Стерлигова зажечь маяки на островах Рингнес, Кравкова и Белуха. Содержание радиограммы гласило; «Всем, всем. Я, Норд, обстрелян подводной лодкой противника!» На этом связь с «Нордом» прервалась, никаких сообщений от этого судна в дальнейшем не поступало.
На поиски «Норда» и для уничтожения напавшей на него подводной лодки капитан I ранга Киселев направил «самолеты и тральщик Т-116, только что прибывший после сопровождения судов в Обскую губу. Экипаж тральщика и его командир В.А. Бабанов – участники трагических событий, случившихся с конвоем «БД-5», тяжело их переживали. На корабле еще не знали о спасении многих людей, беспокойство за их судьбу тяготило моряков; весть о нападении на беззащитный «Норд» еще больше взволновала их. Экипаж тральщика был полон желания отомстить врагу. Поэтому, хотя на корабле кончались запасы топлива и пресной воды, а личный состав нуждался в отдыхе, тральщик Т-116 в тот же день, 26 августа, вышел в море. За три дня им были обследованы районы шхер Минина, островов Рингнес, Кравкова. Белуха, Крузенштерна. Одновременно с кораблем поиск вели летчики И.И. Черевичный, С.М. Рубан, М.И. Козлов и С.В. Сокол, но обнаружить «Норд» или какие-либо свидетельства его гибели не удавалось. Скрылся и фашистский подводный рейдер, напавший на это небольшое судно.
После окончания Великой Отечественной войны «стали известны обстоятельства гибели судна «Норд». -26 августа на переходе от острова Мона к острову Белуха «Норд» был обстрелян догнавшей его вражеской подводной лодкой У-957. Моряки «Норда» приняли бой. Подавив артиллерийским огнём сопротивление советских моряков, фашистские подводники взяли в плен раненого лейтенанта Скомороха, боцмана Рогачева, маячного мастера Марчука и юнгу. Двух человек – тяжело раненного матроса и женщину-буфетчицу – гитлеровцы оставили на шлюпке в море. Остальные нордовцы погибли вместе с судном.
…Нехватка топлива и воды заставила Бабанова 30 августа вернуться на Диксон. Только теперь моряки тральщика узнали о спасении многих людей, оставшихся в море на шлюпках; среди спасенных они нашли и своих товарищей, оставленных в море на корабельной шлюпке. Все они были живы, но едва передвигались. И все же когда им сообщили, что тральщик снова уходит в поход, старшины II статьи А.И. Поженский и Е.Н. Митрофанов ушли из лазарета и вернулись на родной корабль.
Пополнив запасы, Т-116 31 августа вновь вышел в море. Плохая видимость днем и уже темнеющие ночи затрудняли поиск, однако тральщик обследовал бухты Воскресенского и Коломейцева, воды у полуострова де-Колонга и севернее островов Белуха и. Рингнес, а затем направился к островам Сергея Кирова.
Обследовав и этот район, тральщик лег на обратный курс. К утру 5 сентября установилась тихая, ясная погода, на море – небольшая, пологая зыбь. Уже скоро из-за горизонта должны были показаться острова Мона – Крайний и Кравкова. В 8 часов 32 минуты сигнальщик Нагорнов, сидевший в «корзине» на мачте, доложил на мостик, что в 10–12 милях впереди по курсу корабля виден дымок. Юнга Володя Коткин, поднявшийся на самый верх мачты, подтвердил доклад, добавив, что видит силуэт, похожий на подводную лодку. Прозвучали сигналы боевой тревоги, и корабль устремился навстречу врагу.
Синий дымок через 15 минут пропал, «Лодка погрузилась!» – доложил Нагорнов, но штурман капитан-лейтенант Песоченский и командно 2-й боевой части старший лейтенант Симонов уже успели рассчитать квадрат бомбометания.
К 9-ти часам 30 минутам тральщик достиг района предполагаемого погружения подводной лодки. Полным ходом корабль вышел за южную сторону расчетного квадрата и, сбросив в 9 часов 40 минут глубинную бомбу, круто развернулся. Прошло не более трех минут после этого, и помощник командира корабля старший лейтенант С.С. Сатунин и командир отделения сигнальщиков старшина I статьи Самойленко одновременно увидели в полутора кабельтовых справа от курса корабля след показавшегося на считанные секунды перископа. Бабанов сразу же развернул тральщик на пересечение предполагаемого курса подводной лодки, намереваясь ее таранить, но не успел. В море были сброшены глубинные бомбы.
Отойдя на несколько кабельтовых, корабль вновь начал гидроакустический поиск. Вскоре командир отделения гидроакустиков старшина I статьи Корегин доложил о контакте с подводной лодкой. Корабль устремился в атаку. Последовал залп из многоствольного миномета, в центр эллипса рассеивания мин была сброшена глубинная бомба. Гидроакустики восстановили контакт, определили новый пеленг и дистанцию до подводной лодки.
Маневрируя, тральщик еще дважды выходил в атаку. Залпы из миномета оказались более точными: несколько мин в глубине взорвались – верный признак попадания в цель. В центр всплесков полетели глубинные бомбы. Когда отгремели взрывы, на поверхности моря появилось пятно соляра. Очевидно, подводная лодка получила повреждение, но, судя по докладам гидроакустиков, продолжала двигаться.
Тральщик развернулся для новой атаки и в 10 часов 48 минут сбросил глубинные бомбы. Эта атака решила судьбу подводного рейдера; вслед за всплесками взрывов на поверхность моря выбросило воздушный пузырь, стал обильно выделяться соляр, резкий специфический запах дизельного топлива распространился в воздухе. Гидроакустики доложили, что не слышат шума винтов подводной лодки. Предполагая, что она легла на грунт, Бабанов направил корабль к быстро увеличивавшемуся пятну соляра. Залп из миномета подтвердил догадку: в глубине взорвались четыре мины. Тогда в центр масляного пятна вновь полетели глубинные бомбы. Когда опали всплески, стало видно, что соляр теперь выходил сплошной струей, образуя на заштилевшей поверхности моря заметный бурлящий холмик; всплыла шкура белого медведя, пробковая крошка, деревянная коробка от картушки гирокомпаса, брюки из лосиной кожи, тюбик крема из Дрездена.
Хотя на корабле осталась лишь одна глубинная бомба и ползаряда к миномету, Бабанов не торопился уходить от места боя: нужно было удостовериться, что подводная лодка окончательно уничтожена. На месте выхода соляра поставили тральную веху. Гидроакустики внимательно прослушивали толщу воды, но ни один звук не нарушал тишины глубин. Командир тральщика, уточнив координаты, радировал капитану I ранга Киселеву о потоплении вражеской подводкой лодки и просил выслать новый комплект глубинных бомб и мин.
С получением радиограммы капитан I ранга Киселев сразу же выслал гидросамолет к месту потопления подводной лодки, однако густой туман вынудил летчика вернуться на Диксон. В тот же день, несколькими часами позже, к тральщику Т-116 вышел с боезапасом катер БО-206. С приходом его утром 6 сентября тральщик вновь пробомбил подводную лодку, выделение соляра еще больше увеличилось. Гидроакустики подтвердили, что подводная лодка неподвижно лежит на прежнем месте. Прилетевший утром 7 сентября гидросамолет сбросил по наведению тральщика Т-116 на лежавшую в глубине лодку еще четыре противолодочных бомбы. Вслед за взрывами на поверхность моря вновь выбросило воздушный пузырь. Теперь, вне сомнений, враг был уничтожен.
Водолазное обследование, произведенное через несколько дней со сторожевого корабля № 25, показало, что тральщик Т-116 потопил новую немецкую подводную лодку У-362 (командир – Франз). Исковерканная прямыми попаданиями глубинных бомб, со сквозными пробоинами в корпусе и рубке, она лежала на глубине 44 метров, с креном 85°, зарывшись правым бортом в ил; все ее отсеки заполняли холодные годы арктического моря. Это был второй фашистский подводный рейдер, потопленный советскими военными моряками в Карском море. 28 августа 1943 года советская подводная лодка С-101 (командир – капитан 3 ранга Е. П. Трофимов) потопила в Карском море, неподалеку от мыса Желания, немецкую подводную лодку У-639.
Ожесточенная борьба боевых сил Беломорской военной флотилии с фашистскими подводными лодками в Карском море продолжалась до конца арктической навигации 1944 года, однако все попытки противника нарушить судоходство по Северному морскому пути оканчивались провалом. Транспортные суда продолжали интенсивно производить перевозки. Всего в 1944 году на внутренних коммуникациях в Баренцевом, Белом и Карском морях военные моряки-североморцы провели 407 конвоев. Для эскортирования их боевые корабли совершили 1481 выход.
После гибели «Марины Расковой» противнику не удалось потопить в Карском море ни одного транспортного судна.
Арктическая навигация в 1944 году завершилась самой крупной конвойной операцией из всех, проведенных Беломорской военной флотилией в годы войны: проводкой ледоколов «И. Сталин» и «Северный ветер» из Арктики в Белое море. Вышедшие 20 октября ледоколы были встречены у кромки льда эскортным отрядом в составе эсминца, пяти тральщиков типа «АМ» и пяти катеров БО. На переходе в Карском море эскортные корабли 10 раз успешно отбивали атаки фашистских подводных лодок, и конвой без потерь дошел до пролива Карские Ворота. Здесь эскортные силы конвоя были заменены семью эсминцами Северного флота, которые отконвоировали ледоколы в порт назначения.
Героические дела моряков и летчиков Беломорской военной флотилии и Полярной авиации, проявленные при спасении людей конвоя «БД-5» и потоплении фашистской подводной лодки, были высоко оценены Советским правительством, наградившим их орденами и медалями.


...........................................
http://konwojbd5.forum24.ru/
...........................................
.........................................
http://ykolorist.forum24.ru/
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  5 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет